РЕКОМ - ГЛАВНЫЙ ХРАМ ОСЕТИНСКОГО НАРОДА |
Когда я составлял план культурно-познавательных мероприятий поездки в Северную Осетию, посещение святилища Реком в Цейском ущелье не входило в число моих приоритетных задач: уж больно бутафорски выглядели фотографии «храма», да и краткие описания, ограничивающиеся сообщением, что Реком – главная святыня осетин, не способствовали стимулированию интереса. Особенно, учитывая, что в 1995 году Реком сгорел, и то, что сейчас можно увидеть, – «новодел».
Единственное, что заставило не исключать полностью святилище из круга внимания, – непосредственная близость к альплагерю, где мы базировались.
Всё изменилось буквально накануне поездки, когда в поисках информации о святилище в Лисри мне попалась ссылка на книгу «Три слезы Бога». Даже беглое ознакомление заставило в корне изменить отношение к Рекому, да и прояснило многие «непонятки» относительно религиозных верований осетин.
Далее я не стану углубляться в сакральные сферы, а ограничусь зрительными образами.
Главной моей ошибкой, да и не только моей, было отождествление святилища Реком с храмом в виде некоего здания, как это водится практически во всех религиях. Из-за такого представления обычно и принимают за храм Реком деревянное строение на поляне в Цейском ущелье, ограничивая посещение святилища внешним осмотром этого здания.
На самом деле, это только часть святилища - хранилище ритуальных атрибутов совершения обрядов и жертвенных подношений: вещей, наиболее ценных для осетин, передаваемых из поколения в поколение. Он расположен внутри замкнутой каменной ограды. И входить за ограду, и в этот храм-хранилище, имел право только служитель культа. В хранилище не проводятся богослужения.
А молились осетины всегда только под открытым небом, босиком и с непокрытой головой. Да и сама служба (назовём это действо так) отличалась от привычных форм богослужения. Предельно упрощая, традиционная осетинская молитва представляет собой застолье, и спиртное является обязательным атрибутом. Правда, если раньше в качестве ритуального напитка было специально сваренное пиво, то со временем появилась и арака (легкий самогон из кукурузы), а теперь и водка, и коньячок.ъ
Определенную сумятицу в формирование целостного представления о святилище добавляет информация о том, что есть мужской Реком и есть женский Реком. И, как выясняется, еще и девичий Реком. Все эти святилища расположены здесь же, недалеко друг от друга.
Так что же такое Реком?
Давно это было. Нарт Батраз в то время увлеченно мстил всем нартам за смерть своего отца Хамыца, которого убили за то, что он пользовался большим успехом у женщин. И так Батраз преуспел в своей мести, что нарты обратились за помощью к Дзуарам-небожителям, а те, в свою очередь, потребовали от Бога, чтобы тот убил Батраза.
Информация к размышлению.
- Нарты – это богатыри в сказаниях народов северного Кавказа. Нарты трудились, как и обычные люди, воевали и, как правило, выступали защитниками простых смертных, а еще они были наделены некими сверхъестественными способностями и могли общаться с небожителями. Иными словами, обладали тремя ипостасями: труженики, воины, жрецы.
- Нартский эпос – это собрание сказаний, легенд, мифов о нартах, дающее представление о мировоззрении горцев, об истоках их нравов и обычаев. Исследователи полагают, что нартский эпос начал создаваться в VIII—VII веках до нашей эры, а в XIII—XIV веках разрозненные сказания стали объединяться в циклы, группируясь вокруг какого-либо героя или события.
- Нарт Батраз после христианизации осетин переименован в Уастырджи (дословно - Святой Георгий)- покровитель осетин.
Батраз хоть и был любимым нартом Бога, всё же явно переусердствовал в своей мести. И бог вынужден был согласиться с требованием Дзуаров - убить Батраза. Выполнив эту тяжкую миссию, Бог пролил три слезы. Одна из них упала в Цейском ущелье и стала Рекомом, вторая неподалеку в Ардонском ущелье – Мыкалгабырта, а третья – Таранджелос. Так образовались три главных святилища осетин.
Почему только три? Ну а как же! Помните три ипостаси нартов: воины, труженики, жрецы? И стал Реком воинским святилищем, в Мыкалгабырта обращались с просьбой послать богатый урожай хлебов, увеличить стада, Таранджелос покровительствовал хранителям знаний, традиций.
Сакральная эмблема триединства, являющиеся символом трёх древних ключевых Аланских - осетинских Храмов (Святилищ).
Информация к размышлению.
- Воины, труженики, жрецы – это три «сословия» осетинского народа. В отличие от сословного общества феодальной Европы, четкого деления у осетин на сословия не было, что нашло отражение в Нартском эпосе: нарты были одновременно и тружениками, и воинами, и жрецами. Поэтому у осетин не было жесткой сословной подчиненности, зависимости и привязки к месту проживания.
Со временем, правда, люди стали приходить в эти святилища для решения проблем, выходящих за рамки их специализации. Это, кстати, не противоречит логике, если вспомнить о триединстве ипостасей Батраза: значит, в воинском святилище Реком можно попросить и об урожае. И постепенно так сложилось, что главным святилищем осетинского народа стал Реком. Мыкалгабырт и Таранджелос тоже не забыты, но в основном сейчас они почитаются близлежащими обществами.
Важно заметить, что имена, которыми сейчас называют эти святилища, упрощенные, изменившиеся под воздействием исторических факторов. Так, Реком называли еще Ивард-Реком или, в переводе, запретный Реком. И вот здесь мы возвращаемся к вопросу о храме.
Раньше в Цейском ущелье запрещалось селиться, охотиться и вести какую-либо хозяйственную деятельность. Потому что всё ущелье было Храмом, главным осетинским Храмом. Когда-то здесь располагались десятки святилищ и алтарей, и ритуал начинался сразу, как только паломник попадал в ущелье на паломническую тропу. Это были ритуалы очищения, подготовки тела и духа к общению с Богом. А Главное святилище, священная поляна Рекомы-фаез, находится в 12 километрах от входа в ущелье.
Только в XVII веке под влиянием понятных исторических процессов, следствием которых стало разбавление исконных традиций привнесенными, в устье Цейского ущелья появляются поселения.
Селение Нижний Цей. Галуан Дзалаевых
С тех пор граница Храма Реком обозначена святилищем Рагъы Уастырджи Дзуар над селением Верхний Цей, сократив протяженность паломнической тропы почти вдвое.
Святилище Рагъы Уастырджи Дзуар
Да той тропы, собственно, уже и нет: скрыта под селевыми отложениями, камнепадами, ритуальные поляны заросли лесом, застроены турбазами, альплагерями. А почти к самой священной поляне можно подъехать на машине.
Замечу, что и сейчас оставшиеся пара километров паломнической тропы не пустуют. И это не только немногочисленные туристические группы. Нередко здесь можно увидеть одинокого паломника (ну а как еще можно назвать путника в 12 километрах от ближайшего населенного пункта) или группу молодых людей с осетинскими пирогами (думаю, не только с пирогами).
Но главным событием, которое влекло сюда паломников со всей Осетии-Алании, был праздник Реком во славу Единого Бога. Празднование проводилось ежегодно в начале июня, длилось неделю. И главным событием праздника был ритуал символического воссоздания системы мироздания. Создавалось это посредством ритуального священного танца-молитвы Симд: это круговой многоярусный танец, в котором всеми движениями (линиями, перекрещениями, разворотами) воспроизводилась последовательность создания Вселенной, Земли и Солнца, единения духа и материи, зарождение жизни и человечества.
Поэтому вторым по символической значимости элементом Дзуара Рекомы-фаез была площадка для исполнения танца-молитвы Симды фаез, которая находилась над храмом-хранилищем.
Кульминацией танца было выстраивание живой пирамиды, когда самые сильные образовывали круг, на их плечи вставали следующие и так далее. В начале прошлого века еще были живы старожилы (147 лет), которые рассказывали о семиярусных пирамидах. Понятно, что в танце принимали участие только мужчины.
А женщины вообще не допускались в эту часть святилища. Поэтому и говорят о мужском Рекоме. Женское же святилище было немного ниже по паломнической тропе.
Тем не менее, женщинам разрешалось наблюдать за танцем со специальных площадок-цардаков. На момент моего посещения Рекома я не знал об этом, поэтому и не видел этих цардаков, к тому же края поляны Рекомы фаез сильно заросли деревьями. А мужские цардаки вот они.
Еще ниже по паломнической тропе, перед женским святилищем, находится девичье святилище.
А между женским и мужским – еще одна танцплощадка.
Сюда приходили незамужние девушки и неженатые парни. И это было практически единственное место, где они могли познакомиться, приглядеться друг к другу, учитывая строгие нравы горцев. Казалось бы, не логично, что девичье место расположено дальше от танцевальной поляны… С другой – всё правильно: строгий женский догляд за молодежью не помешает, а то мало ли…
Пожалуй, я ограничу свой рассказ тем, что сказал выше. При этом опускаю многие детали, обоснование выводов, приведенных как факты, в частности о символизме ритуалов и архитектурных деталей храма-хранилища Реком.
Кому интересно, рекомендую почитать публикацию «Три слезы Бога» Славы Джанаева, автора и исполнителя проекта восстановления святилища Реком (очень интересно о символике архитектурных элементов храма-хранилища) или в сокращенном варианте (только сакральная составляющая) «Реком – преемник первых индоевропейских храмов».
А теперь самое главное: знают ли всё это сами осетины? Скорее нет, чем да.
И тем не менее, если говорить о религиозных верованиях осетин на уровне народа, то кратко и, может быть, с некоторой долей цинизма, сформулировал один из моих собеседников, в разговоре с которым мы коснулись этой темы. Он сказал примерно так: «Половина осетин считает себя мусульманами, половина – христианами. Мы маленький народ, поэтому когда нас завоевывали мусульмане и говорили, что намаз совершать надо, мы отвечали «да пожалуйста», завоевывали христиане и заставляли креститься – да без проблем. А на самом деле все мы остались язычниками».
Информация к размышлению:
- По данным социологического исследования 2002 года адептами православия признают себя только 24%, а ислама – 8,5% осетин, в то время как 60% осетин считают себя приверженцами традиционной веры. К последней цифре следует добавить и 4,5% осетин–христиан и мусульман, которые исповедуют наряду с мировыми религиями и традиционную осетинскую веру.
А вот что по этому поводу сказал в конце ХIХ века этнограф кавказовед Миллер, пользующийся до сих пор большим уважением в Осетии: «Традиционное для осетин, истоками своими уходящее в толщу веков и очень живучее язычество не только успешно противостоит, но и перекраивает христианство».
В качестве иллюстрации последнего высказывания приведу такой пример. Лет 5 назад мне довелось посетить один из древнейших христианских храмов Северной Осетии Храм Святого Георгия в селении Дзивгис
Точное время постройки храма не известно. Но известно, что в 1613 и 1683 годах два грузинских царя подарили храму по колоколу. Они видны на фотографии. Известно так же, что издревле здесь находилось традиционное аланско-осетинское свтилище Дзивгисы Уастырджи Дзуар. Благодаря своей доступности (храм находится у самой дороги), церковь стала обязательным экскурсионным объектом многочисленных экскурсий в в Фиагдонское ущелье.
Сейчас храм функционирует, но уже опять как святилище. Вот так выглядит молельный зал церкви.
Свежие комментарии