НА КРАЙНЕМ ЮГЕ СОЛОВКОВ |
И так, в последний день на Соловках я решил отдохнуть от экскурсий и попытаться по максимуму вкусить дух северной природы. Опробованный накануне в качестве средства передвижения велосипед вселил в меня уверенность в том, что практически любая точка Большого Соловецкого острова, где есть дороги, теперь мне доступна. Нужно только правильно выбрать эту точку.
Честно говоря, мне было все равно, куда податься, потому, что не был нигде. Почему-то первая мысль появилась про Белужий мыс. Но в пункте проката мне сказали, что поездку туда нужно согласовать с временем отлива, так как лучше ехать по литорали (участок берега, который осушается во время отлива). Товарищ рекомендовал поехать на Секирную гору, но это экскурсионный объект и наверняка там будет людно. А хотелось один на один…
И вдруг я понял, что хочу на Печак. Печак – это мыс на самой южной оконечности Большого Соловецкого острова. Вот захотелось – и всё тут.
Утром в пункте велопроката я спросил у хозяина, проеду ли на Печак, на что тот ответил, что он вчера проехал. Ну и я поехал.
Рядом с поселком дорога на Печак хоженая, потому что она ведет на Мыс лабиринтов и к Переговорному Камню. По пути иногда к ней вплотную подходят заливы Белого моря, иногда её пересекают ручьи и речушки, но постепенно дорога уходит вглубь острова и, почти не сворачивая, бежит к южному берегу по песчаным дюнам, то поднимаясь на каменные взгорки, то спускаясь в болотистые низины, которые, впрочем, оказались вполне проходимы. Одна только болотина протяженностью километра полтора заставила потаскать велосипед на себе.
Но пусть лучше фотографии северной природы расскажут за меня.
Это Переговорный камень.
По преданию, именно здесь 22 июня 1855 года состоялись переговоры между настоятелем Соловецкого монастыря архимандритом Александром и офицером английского флота, который требовал выделить быков на пропитание, а то кушать хочется. Архимандрит сказал, что быков нет, а коровок он не даст, ибо самим нужны, а если англичане будут настаивать, то он лично их, коровок, перестреляет и в море выкинет. На том и разошлись. Обиженные англичане в отместку украли у монастыря годовой запас дров и несколько овец, которые паслись на Большом Заяцком острове.
Жаль, несъедобные. Это дерен исландский.
Хоть и говорил мне Андрюха, чтоб грибы не собирал, но как устоять...
И вот он - южный край земли Соловецкой!
Остатки оборонительных сооружений времен Великой Отечественной Войны. Немцы не высаживались на Соловки, но система обороны острова поддерживалась в постоянной готовности.
А потом была дорога назад. В принципе, всё то же самое, только погода немного изменилась, облака разогнало.
Я никуда не спешил и возвращался часам к 5 вечера. Думал, как раз успею разобраться с собранными грибами, чтобы устроить вечером хорошую посиделку. Подъехав к месту дислокации, я увидел человека, которого узнал по фотографиям, но на встречу с ним уже не рассчитывал. Я представился Олегу Кодоле, а это был он, сказал, что у нас есть общий знакомый (мой товарищ снимал фильм с его участием о Соловках), что очень хотел побывать на его экскурсии, но вот не сложилось, а завтра мы уезжаем. Олег возьми, да скажи, что сегодня вечером он ведет группу на Большой Заяцкий и я могу к ней присоединиться.
Нужно ли говорить, что я не отказался, несмотря на то, что накануне я уже был на экскурсии к Соловецким лабиринтам, которую проводил Соловецкий музей-заповедник? Быстренько сдал велик, оставил грибы на потом и в указанный час был в указанном месте. Но, про эту экскурсию – в следующий раз.
Свежие комментарии