Мария Фёдоровна (при рождении Мария София Фредерика Дагмар). Родилась 14 ноября 1847 год, Копенгаген, Дания. Российская императрица, супруга Александра III (с 28 октября 1866), мать императора Николая II.
Мария Фёдоровна покровительствовала искусству и, в частности, живописи. Одно время сама пробовала кисти, в чём её наставником был академик Н. Д. Лосев.
Мария Фёдоровна, как и все дамы того времени очень любила веера. Веер был обязательным атрибутом наряда и соответствовал разным ситуациям. Многие веера, принадлежавшие императрице, сохранились до наших дней, в основном в коллекции Эрмитажа, их регулярно показывают на выставках.
Веера у Марии Фёдоровны были великолепные - и кружева, и слоновая кость, и перламутр, и драгоценные камни.
Этот веер из дерева, датирован 1886 годом. На его пластинах маслом написаны портреты самых дорогих императрице людей: супруга и детей - Николая (будущего Николая II), Георгия, Ксении, Михаила и Ольги. Датировать веер более-менее точно позволили как раз изображения детей. В 1886 им было, соответственно, восемнадцать лет, пятнадцать, одиннадцать, восемь и четыре.
Веер с портретом императрицы на фоне моря и кораблей русского флота, отделка - перламутр и серебро, 1893г.
Веер «Ландыши». Очень милый и нежный веер. Пользовалась им Мария Фёдоровна когда была ещё Великой княгиней, а не императрицей: веер создан в конце 1860-х, предположительно, в 1867 году. Обвенчались же Мария Фёдоровна (датская принцесса Дагмар) и наследник престола в 1866 году. Ну а императором и императрицей стали много позднее, в 1881 году.
Когда Мария Федоровна пользовалась этим веером, то была юна, прекрасна, и было ей всего около двадцати лет. Это чудесный веер именно для молодой женщины.
Он относится к типу «бризе». То есть состоит из одних только пластинок, у него нет «экрана» из бумаги или ткани. Веер сделан из вишнёвой древесины и покрыт резьбой и росписью.
Такой веер был бы не уместен в строгой обстановке - ужин, бал, театр и т.д. Но вот для летнего вечера это просто идеальный вариант!
Акварельные краски полупрозрачные, поэтому сюжеты, написанные в акварельной технике, выглядят особенно нежно и романтично.
Незабудки, так тонко изображенные на чудесном экране веера производства французской фирмы «Rodien», выполнила художница Мари Корнелиус акварельными красками. Пластины изготовлены из перламутра, украшены гравировкой с позолотой. Этот веер для императрицы Марии Федоровны был изготовлен во Франции в 1890-е. годы.
Еще один чудесный букет цветов на фоне пейзажа - работа фирмы «Faucon», 1890-е гг.
Веера пришли в Россию с востока. По традиции, в китайских веерах было четное количество пластин, а в японских - нечетное. Вот этот веер Марии Федоровны таит в себе китайские корни.
И еще один прекрасный веер, выполненный в китайском стиле «Фиалки и гортензии».
Фирма Duvelleroy. Перламутр, фольга, газ, роспись гуашью. Автор росписи - Луи Леон Эжен Биллотей - французский художник, который специализировался на изображении цветов.
Пластинки этого веера оформлены в стиле китайской лаковой миниатюры. При этом роспись экрана, вполне европейская - сюжет картины «Деревенская невеста» французского живописца Жана-Батиста Греза. Фирма «Duvelleroy». Дерево, лак, гуашь, роспись.
Этот веер для Марии Федоровны был также изготовлен во Франции в 1890-е. годы.
На заднем плане угадывается пейзаж - восходящее солнце, горы, море. На переднем - великолепная ветка хризантем. Автор росписи - французский художник Луи Биллотей.
Веер выполнен в японском стиле.
Веер с гербом Российской империи. Веер предположительно изготовлен в России к 300-летию Дома Романовых в 1913 году.
Веер «Анютины глазки» с отделкой из серебра и перламутра. Франция, 1890-е годы, художник Анри Альберти.
Этот веер был изготовлен во Франции в Париже, около 1870-е, фирма «Faucon».
Веер с красиво расписанным экраном, пластины изготовлены из слоновой кости украшенные резьбой и гравировкой.
Веер «Дафнис и Хлоя». Перламутр, газ, блестки, роспись гуашью.
Нижние пластины этого веера изображают солнце с лучами, заходящими на поле экрана, на экране роспись - колесница Авроры.
Перламутр, позолота, газ, роспись гуашью.
На лицевой пластине веера - вырезана ветка шиповника. Экран из гренадина (шелковой полупрозрачной ткани) с росписью гуашью - две дамы в костюмах XVI в., музицирующие среди цветущих деревьев.
Края экрана веера, выполненного из ткани и обработаны на краеобметочной машине цепного стежка (к этому времени она уже была запатентована).
Дерево, газ (гренадин).
Свежие комментарии