Птицей на крыше (на шпиле) часто является Золотой Петушок.
Петух может быть символом бдительности. Водруженный на башне, он смотрит во всех направлениях, предупреждая о беде.
Это магический символ.
Жемчужину находит эзопов петух, хотя, между прочим, ему необходимо найти самое обычное зерно. То ли зерно как-то связано с жемчужиной, то ли в этом кроется загадка петуха, как и в русской сказке «Петушок Золотой Гребешок».
Так или иначе в зоолатрии, которая формирует разные типы и формы культа животных, символ петуха нашел свое достойное место. Он и прогоняет «нечистую силу» своим криком на восходе солнца.
«Петух знает, кто на него лает».
Согласно Зогару, петух поет трижды перед смертью человека.
Петух – знак приближающейся смерти у таких разных народов как якуты и сваны. Он же тотемный знак исчезнувших неизвестно куда галлов, отчего по законам метонимии за эту птицу отвечают современные французы. В русском фольклоре волшебный кочеток отбивает у боярина мельничные жернова и доставляет их по небу старику и старухе. Здесь отголосок его солярной связи и борьба с несправедливостью. Недаром в Греции он посвящался Аполлону и богу врачевания Асклепию. В китайской традиции петух с золотыми перьями, поющий три раза в день: на восходе, в полдень и на закате, – и несущий эпитет «небесный», является предком мужского начала, знаком мужской силы и принципа Ян. Однако этот ян несет яйца, и от его крика, который исполняет функцию современного будильника, просыпаются люди.
В Южной Африке известен образ черного петуха. Крик черного петуха имеет архаическую основу, хотя в недавнее время был знаком оппозиции черного населения ЮАР.
Петух – символ драчливости и крови. У некоторых народов организуются петушиные бои. Петуху приписывают свойства вестника грядущих бед. Бойцовский дух петуха стал боевым символом готов. Этот мотив виден у Пушкина в «Сказке о Золотом Петушке».
Славянские народы при строительстве дома приносили в жертву черного петуха, у русских пустить красного петуха означало устроить поджог.
В шумерском эпосе неузнанный Нергал, который проводит под землей 7 дней и 7 ночей, посещая Эрешкигаль, – бог в образе петуха. Он защитник домов и страж, охраняющий от злых духов.
В шекспировском Гамлете крик петуха прогоняет призрака, приходящего на рассвете: «Но в этот самый миг запел петух. При этом звуке он метнулся быстро и стал невидимым».
Почему кричит петух? Дьявольские силы слабеют от наступающего рассвета, от крика петуха, возвещающего наступление утра. Вот как эту сцену описывает Гоголь в своем «Вие»: «Раздался петушиный крик: первый прослушали гномы. Испуганные духи бросились кто как попало в окна и двери, чтобы поскорей вылететь. Но не тут-то было. Так и остались они там, завязнув в дверях и окнах».
Процессы предания животных огню известны не только в средние века, но и во времена Ренессанса. В 1474 году в Базеле судили и сожгли петуха, которого считали дьяволом, потому что он хотел снести яйцо.
Образ петуха связан со знаком отречения. Петр отрекся от Христа, что предсказал сам Иисус («Не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды» (Иоанн, 13, 38). В современном католическом словаре петух отвечает за право сомнения у верующего.
Свежие комментарии